В школе я была «хорошей девочкой», отличницей, без прогулов и вредных привычек.
Знаете, есть такие ответственные правильные девочки, прилежные, начитанные. У них списывает полкласса (я была вредной, и у меня не списывали 😜). Ещё у них тугая пшеничного цвета коса (у меня была темнее, но до пояса, как положено). Ещё они часто носят очки и лишний вес (пара лишних кило у меня тоже была).
Отличница — это не плохо, конечно. Но в моём случае было много ограничений, которые, делая меня одной из лучших учениц в классе, в то же время сильно мешали не только в школе, но и много позже: в институте и на работе.
Отличницы моего типа — вообще-то очень удобные для других люди. Они боятся ошибиться, не справиться и отказать. Поэтому им, например, можно вешать сверхурочные бесплатно, не повышать должность и зарплату. Они меньше рискуют, реже говорят «нет» и не очень высокого о себе мнения.
Игра в отличницу, более-менее срабатывавшая в школе с учителями или дома с родителями, — на самом деле является обманом. Самообманом, прежде всего.
Как ни старайся, в жизни невозможно всё делать на отлично. Особенно, если это новое и незнакомое дело, или занятие действительно сложное и неординарное. Но отличница не может позволить себе не знать, не уметь, не хотеть, быть на втором месте или на третьем плане.Поэтому:
Отличницы с завидным постоянством испытывают:
-
Стыд
Отличница почти никогда не соответствует своим идеалам. А даже если иногда соответствует, то это ненадолго. Поэтому её постоянные путники — ощущение собственного несовершенства и плохости.
-
Чувство вины
Это она не справилась, не дотянула. Отличницы склонны брать на себя ответственность не только за себя (что, в общем-то разумно), но и за «того брата». Так как «за того брата» отвечать в принципе невозможно, то отличница, выбрав такую высокую планку, точно не справится и будет в этом виновата.
Вот примеры нереалистичных от себя ожиданий. Сделать так, чтобы муж — работал и зарабатывал, ребенок — учился и самореализовывался, мама с папой — были довольны жизнью и гордились мной, коллеги по работе — не сплетничали и не завидовали.
-
Страх рискнуть
Потому что страшно, что не получится, страшно облажаться. Страшно взять на себя ещё больше ответственности. Отличница и с этой то (которая наполовину не своя) справляется через раз и с грехом пополам. Поэтому лучше не высовываться.
-
Усталость, апатию и эмоциональное выгорание
А также мигрени, боли в спине и другие психосоматические симптомы. Вы попробуйте всегда на отлично, всегда «держать лицо», не опоздать, не ошибиться. Напряжение колоссальное.
-
Желание контролировать
Отличницы любят контролировать, потому что лучше них никто не сделает. (Это часто правда так). Поэтому все сама-сама-сама. Делегирование? Нет, пока она может делать своими силами, она будет справляться без посторонней помощи.
-
За всем этим очень мало удовольствия от достижения цели
А радости от процесса обычно нет вовсе. Достигаторство — бездонная тема, потому что в достижении ради достижения не бывает насыщения. Поэтому «отличницы» и «отличники» не могут истинно погреться в лучах своих же результатов, не смотря на то, что результаты часто довольно значительные.
Что со всем этим делать?
Если вам хорошо — ничего делать не надо.
А если вам плохо, то самый точный и короткий ответ — идти на психотерапию. Потому что это не вопрос одной «маленькой поломки». Это образ жизни, мироощущение.
Сильно упрощая: Отличница считает, что она не достаточно хороша. И никакое внешнее подкрепление (успех или достижение) не убеждает её в обратном.
Комментарии
— Смотри! Видишь, вон там, в полях, зреет пшеница? Я не ем хлеба. Колосья мне не нужны. Пшеничные поля ни о чем мне не говорят. И это грустно! Но у тебя золотые волосы. И как чудесно будет, когда ты меня приручишь! Золотая пшеница станет напоминать мне тебя. И я полюблю шелест колосьев на ветру... Лис замолчал и долго смотрел на Маленького принца. Потом сказал:
— Пожалуйста… приручи меня!